top of page

История древляго христианства

Дохристианская история — время приготовления человечества. Когда исполнилась полнота времен — тогда явился Исус Христос в мир.

Падение первых людей привело их к отчуж­дению от Бога. Недостойным пришлось поки­нуть рай.

В утешение Адаму и Еве было сказано: один из потомков жены придет и избавит людей от власти греха и смерти, возвратит им потерянное райское блаженство. Это приготовление шло двумя путями: среди иудейства и среди язычества

Мир иудейский.

С самаго начала избрал Господь особый народ иудеев, которым и сообщил Божественное Откровение. (Под именем Божественнаго От­кровения надо разуметь то, что Бог открывал о Себе Самом, о сотворе­нии мира и людей, о грядущем Спасителе мира, о загробной жизни).

Свое Откровение Господь открывал чрез особых пророков.

«Божественные мужи, говорит блаж, Феофилакт (XI в.), которые жили прежде писаннаго закона, учились не на основании писаний и книг, но имея чистый разум, просвещались озарением Всесвятаго Духа, и таким образом узнавали веления Божии».

Иаковы были: Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и пр. Пророки эти были особенные Богом вдохновенные люди. Они жили для того, чтобы бороться за Правду и Истину. Они неустанно учили и предсказывали о грядущем приходе Мессии — Спасителе.

Уже близок час, говорили пророки, когда должен придти Примиритель (Быт. 49, 10).

Они точно предсказали место и время рождения Исуса Христа (Да­ниил 9, 24-26), указали, что Он родится от Девы (Исаия 7, 14) из рода Давыдова (Ис. 11, 1-2; Пс. 13, 11). Пророки предсказали безграничное смирение Спасителя (Ис. 42, 2-3) и Его чудеса (Ис.35, 5-6).

Предсказали, что Его будут ненавидеть (Пс. 68, 9-10) и предадут за 30 серебренников (Захария 11, 12).

За несколько столетий описали подробную картину распятия Исуса Христа (Ис. 53, 6-7; Зах. 12-10) во искупление наших грехов (Исаия 53,3-12).

Предсказали и Христово Воскресение (Осия 6, 1-2) в третий день (Иона 1, 1-16).

Ветхий Завет полон прообразами и пророчествами о пришествии Исуса Христа.

С надеждой великой ожидал Ветхозаветный мир выполнения обето­вания. Чудесным казалось это обетование, но твердо верили пророки и праведники, что час спасения придет.

Пророчества указывали, что время исполнений обетований приблизи­лись. Вот уже стали носиться рассказы, что обетованный Мессия родил­ся, нагремела воодушевленная проповедь Иоанна Крестителя:«покайтесь, сотворите плоды достойные покаяния» (Лк. 3,8, зач. 9).

Заволновался народ. Толпами устремился к нему. Не ты ли Мессия? спрашивают. Нет. — отвечает он. — За мной идет Сильнейший» (Лк. 3,16).

Так народ иудейский, в лице пророков своих, Божиим руководством готовился принять Святое Благовестие.

Языческий мир.

«Они заменили истину Божью ложью, и слу­жили твари вместо Творца» (Римл. 1. 25).

Враг и соблазнитель рода человеческого, уже в первые дни человечества, отвратил многих от истинной веры. Многие народы впали в нечес­тие. Стали язычниками. Потеряв веру в Бога, они стали обоготворять силы природы. Славу нетленного Бога изменили в образ тленной твари (Римл. 1, 23). Стали почитать: солнце, месяц, звезды, землю и все, что на ней. Иные почитали зверей, птиц и разных гадов. Придумали себе раз­ных богов, вместо того, чтобы воздавать хвалу истинному Богу.

Языческие боги, по верованию язычников, мало чем отличались от людей. Они рождались, ели, пили, забавлялись между собою и... умирали. Говорили всякие бесчинства и несправедливости, обманывали воровали. Таких богов язычники побаивались, но мало уважали.

Язычники делали идолов-истуканов — чудовищных и омерзитель­ных. И таким-то истуканам язычники в своем ослеплении поклонялись и строили для них капища (языческие храмы) и жертвенники.

Особые служители при этих капищах — жрецы — поддерживали всеми силами в народе веру в придуманных богов. Язычники приносили в дар богам для жертвоприношения цветы, плоды, животных разных. Иные народы думали угодить своим богам, принося им в жертву неви­нных младенцев. Так, в честь бога солнца — Молоха — младенцы сжи­гались живыми.

Страшный истукан из железа, внутри пустой, накаливался огнем. Жи­вых младенцев бросали в раскрытую пасть чудовища. Плач младенцев, крики матерей заглушались грохотом бубнов и барабанов.

Никакого сострадания язычники не имели. Римляне, несмотря на свою высокую культуру (законы, литература, искусство), любили посещать кровавыя зрелища в театрах. Там на их глазах люди боролись с дикими зверями, убивали друг друга.

С невольниками римляне обращались как с животными.

Гак, один богатый житель Рима откармливал невольниками морских рыб в своем саду. Милостыни и помощи бедным и слабым язычники не знали. В иных странах бесчеловечно убивали слабых детей и больных стариков.

Сделать зло недругу считалось делом приятным для сердца. Римляне любили устраивать пиры, стремились к невиданной роскоши. Такая пус­тая жизнь, однако, скоро стала многим надоедать. Перестали люди верить в своих безнравственных богов. Чувствовали язычники, что есть какая-то высшая сила, посильнее их богов. И называли эту таинственную силу судьбой — Мойрой.

Чувствовали они, что есть неведомый еще для них Бог. И этого неведомого Бога они чтили и алтарь Ему воздвигли.

Когда св. апостол Павел пришел в город Афины, он сказал язычникам: «проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я про­поведую вам» (Дн. 17, 23).

Наступило время исканий и сомнений, Что есть Истина? — спраши­вал Пилат и многие его современники. Древляя языческая вера поколе­балась в своих основах.

Языческий мир был полон подготовлений и предчувствий того, что окончательно открылось и осуществилось в христианстве.

Божий промысел действовал не только в иудейском народе, но и в языческом мире.

Как пустыня, жаждущая влаги, жаждало человечество учения Хрис­та. Древний мир готов был принять Спасителя. Время для этого настало.

bottom of page